Рождественские традиции
История праздника
Рождественский сочельник
Святки
Колядки
Гадания
Рождество Христово – один из главных православных праздников. Отмечается он 7 января по новому стилю и празднуется в течение двух недель, называемых в народе Святками. Сколько традиций и обычаев связано с этими днями!
История праздника
Как известно, по церковному преданию в ночь на 7 января родился Иисус Христос.
Накануне рождения Спасителя в Римской империи, в состав которой входила Палестина, проходила всенародная перепись. Будущие родители, Мария и Иосиф, должны были прибыть из Назарета в Вифлеем. Разделяло эти города трое суток пешего пути. Ожидающая ребенка Мария не могла идти быстро, и когда они добрались до Вифлеема все постоялые дворы были переполнены и никто не хотел принимать на постой женщину «на сносях». Мария и Иосиф были вынуждены остановиться на окраине города в пещере-хлеве для скота. В этом убогом пристанище и появился на свет младенец Христос.
Первыми о тайне рождения Господа узнали пастухи, пасущие неподалеку свои стада. Ангел известил их об этом радостном событии. Следом за пастухами к яслям, в которые положили младенца, поклониться Спасителю пришли волхвы. Рождение новой удивительно яркой звезды, появившейся к востоку от Вифлеема, стало для них свидетельством появления на свет Спасителя. Сбылось древнее пророчество! Следуя за звездой, волхвы пришли к пещере и возложили к ногам Богомладенца свои дары: ладан, золото и смирну.
Наиболее раннее известие о празднике Рождества Христова относится к 354 г. Первыми стали праздновать Р. X. христианские общины Рима. Узаконен праздник был на Эфесском соборе в 431г. В 10 в. вместе с христианством праздник Р. X. стал распространяться и на Руси.
Особым днем в народном календаре является Сочельник, канун Рождества – 6 января.
Рождественский сочельник
Великому празднику Рождества Христова предшествует многодневный Рождественский пост, длящийся сорок дней.
В Рождественский сочельник, последний день перед праздником, соблюдался самый строгий пост. Вообще исключалась всякая пища до окончания поздней по Уставу службы. Поэтому в народе существует традиция, не есть до «первой звезды» в воспоминание о Вифлеемской звезде, появление которой известило мир о рождении Спасителя.
Смотреть, не взошла ли звезда, надо выйдя из дома. Искать первую звезду через окно – не к добру.
Те, кто не мог посетить праздничную службу ставили свечи дома, проводили время с маленькими детьми, читая им Библию, рассказывая о рождении Христа.
В этот день ели только сочиво (кутью) из пшеницы (риса, ячменя) с медом и иногда с изюмом, орехами, а также взвар– компот из сухофруктов, чаще из чернослива. Сваренные сочиво и взвар ставили под образа на сено, символизируя дар Христу. От слова «сочиво» и пошло название «сочельник».
Готовили праздничный стол для разговенья, которое начиналось 7 января после праздничной службы. На столе по традиции должно быть 12 блюд. Центральное место занимал рождественский гусь. Современным добавлением к праздничному столу является Рождественское печенье.
Также выпекались маленькие фигурки птиц и животных из теста, называемые колядками. Их съедали сами и давали скоту после Крещенского водосвятия, размочив в святой воде. Или же - сразу после выпечки, загадав желание. В некоторых местностях эти фигурки давали в качестве угощения колядующим.
На праздничном Рождественском столе из спиртного допускалось только красное вино.
Стол сперва посыпали соломой, в память хлева и яслей, куда был положен Христос после рождения, затем покрывали белоснежной скатертью. Хозяин вытаскивал соломинку. Если она оказывалась длинной – к хорошему урожаю, короткая – к бескормице.
Заботливые хозяева первый блин, испеченный в сочельник отдавали овцам, веря, что это защитит их от мора.
В этот по домам наряжались елки. Считалось, что без елки нет и праздника в доме.
Также устанавливались ели и по церквям, только они не наряжались, так как это - языческий обычай. Иногда в храмах можно увидеть елку, украшенную только "дождиком". Красавица простоит до 20 января.
Готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном, «приходить на пир в печальной одежде».
В некоторых семьях на окно выставляли игрушки, веря, что к ним заглянет младенец Христос.
Существовало поверье, что в сочельник нельзя было уходить далеко от дома, весь год придется скитаться. Нельзя долго валяться в постели, а то весь год проведешь в болезнях.
А девушки в Рождественский сочельник гадали на кутье. Плескали ее из ложки на дверь и внимательно слушали, о чем говорил первый вошедший человек.
Святки
Все праздничное время от дня рождества до крещенья в церковном быту и в народе называется Cвятками.
Первая неделя святок в народе называется Святыми вечерами, в знак святости Рождества, а вторая между Новым годом по старому стилю и Крещением – вечерами Страшными, так как именно на нее приходиться, по поверьям, разгул нечистой силы.
Ни один праздник в народном календаре не отмечается так широко, "с размахом" как Рождество. празднование сопровождается богатым выбором обычаев, обрядов, примет... Здесь и веселье с ряжеными, колядками , и гадания , зимние игры и катания на санях.... И все это в продолжении двух святочных недель!
В старину считали, что святки закладывают основу всему начинающемуся году, поэтому проводили это время не только в веселье, но и в любви-согласии с родными, близкими, друзьями. Ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. Хозяева, принимающие гостей, обязательно выставляли угощения.
Колядки
В Рождество и Новый год (по ст. стилю), как только смеркалось, выходила на улицу веселая коляда - шумной толпа ряженых, прославляющих Господа и желающих хозяевам здоровья и благоденствия. По домам ходили со звездою и вертепом, символами праздника, поздравляли хозяев, пели песни...
Заходили только к тем, у кого в окне была выставлена зажженная свеча или просто горел свет.
Колядующих всегда гостеприимно встречали и щедро одаривали заранее приготовленными гостинцами. Не впустить колядующих - плохая примета, обязательно чем-нибудят да "напакостят".
По обычаю начинали славить Христа с Рождественского утра или с позднего вечера сочельника, после разговения. Ходили по домам с Вертепом и раскрашенной красками бумажной звездой, освещенной свечой. Вертеп представлял собой ящик в виде пещеры с деревянными фигурками, которыми разыгрывали сцену рождения Христа. При этом пели песни, славящие Христа. Например:
"Днесь пресветлая
Небу и земли царица,
Христа царя рождает,
И млеком его питает,
Пеленами увивает,
В ясли полагет,
Звезда пути являет,
Над вертепом сияет.
Волсви же пониже
Христу царю приидоша,
Трои дары принесоша:
Злато, ливан, смирну -
Вещь придивну."
Христославов угощали деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один носил кузовок, а другой - тарелку для сбора денег. Иногда колядующие выпрашивали угощение:
"Коляда-коляда, подавай пирога,
Не дадите пирога,
Мы корову за рога,
Телку за холку,
Бычка за хвост,
Уведем на мороз!"
Следует отметить, что самыми первыми начинали колядовать дети, а взрослые колядовали обычно после полудня.
Интересно, что в некоторых местностях на юге колядовали только мужчины. Севернее - также девушки и дети.
Кроме славления колядки сопровождались ряжением в маски и костюмы, чтобы быть неузнаваемыми. Рядились в животных: коз, медведей, лошадей. Любили рядиться цыганами. Парни наряжались барынями, девушки - удалыми гусарами. Всюду чувствовалось веселье!
Как писал Н.В.Гоголь в "Ночь перед Рождеством": "Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь!"
Гадания
Всегда хочется заглянуть вперед, узнать, что же нас ждет... Предсказать судьбу можно посредством гаданий.
Самым лучшим для этого временем в народе считались Святки, особенно Страшные вечера, когда можно было не боясь заигрывать с нечистой силой, отживающей последние дни на белом свете.
Елена Артемова